Русский язык
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 9 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития
и воспитания личности
гражданина России, Планируемых результатов основного общего образования и в соответствии c программой по русскому
языку к учебникам для 5 – 9 классов (авторы программы М. Т.
Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский).
Планирование ориентировано на учебник: Русский
язык. 9 класс: учеб. для общеобразоват.
организаций / [Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова; науч.ред. Н.М. Шанский].
– 4-е изд. – М.: Просвещение, 2017.
Общая характеристика учебного предмета
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное:
он является средством общения и формой передачи
информации, средством хранения
и усвоения знаний, частью
духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального
общения и консолидации народов России. Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе
коммуникации являются теми характеристиками личности,
которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях
жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям
современного мира.
·
системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является
не только объектом
изучения, но и средством обучения.
Как средство познания
действительности русский язык обеспечивает развитие
интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает
его абстрактное мышление,
память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности,
самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения
различных знаний, русский
язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения
всех других школьных
предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому
языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в IX классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции. Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами
речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в
жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции
– освоение
необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и
функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к
анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых
знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения
национальной культуры, взаимосвязи языка и истории
народа, национально-культурной специфики русского языка, владение
нормами русского речевого этикета,
культурой межнационального общения.
Курс русского языка для 9 класса направлен
на совершенствование речевой
деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского
языка и особенностях его употребления в разных условиях
общения, на базе усвоения основных
норм русского литературного языка, речевого этикета.
Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку
происходит в
сложных
условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен
аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности
ученика, воспитание культурного человека, владеющего
нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме,
соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно
важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных
источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения. Доминирующей идеей курса является
интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся.
Русский язык представлен в программе перечнем
не только тех дидактических единиц,
которые отражают устройство языка, но и тех, которые
обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы
включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые
и речевые явления,
указывает на особенности функционирования этих явлений и называет
основные виды учебной деятельности ,
которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия
для реализации деятельностного подхода к изучению русского
языка в школе. Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже
отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие
формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка
и являются базой для развития речевой компетенции учащихся;
в третьем – дидактические
единицы, отражающие историю и культуру
народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом. Указанные блоки в учебном
процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы.
Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой
деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как
национально-культурном феномене. Таким
образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях
общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.
Цели обучения
Курс русского языка направлен на
достижение следующих целей: воспитание гражданственности и
патриотизма, воспитание интереса
и любви к русскому языку; совершенствование речемыслительной
деятельности, коммуникативных
умений и навыков; освоение знаний
о русском
языке;
формирование умений
работать с текстом,
осуществлять информационный поиск,
извлекать и преобразовывать необходимую информацию.