Русский язык
Рабочая программа по русскому языку на уровне основного
общего образования подготовлена на основе
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования (Приказ Минпросвещения
России от 31 05 2021 г № 287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05 07 2021 г , рег
номер — 64101) (далее — ФГОС ООО), Концепции
преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации
(утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г № 637-р), Примерной
программы воспитания, с учётом
распределённых по классам проверяемых требований к результатам освоения Основной образовательной программы основного
общего образования.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Личностные и метапредметные результаты представлены
с учётом особенностей преподавания русского
языка в основной общеобразовательной школе с учётом методических традиций
построения школьного курса русского языка,
реализованных в большей части входящих в Федеральный перечень
УМК по русскому языку.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Русский язык — государственный язык Российской
Федерации, язык межнационального общения народов России,
национальный язык русского
народа. Как государственный язык и язык межнационального общения
русский язык является
средством коммуникации всех народов Российской Федерации, основой их социально-экономической, культурной и духовной консолидации.
Высокая функциональная значимость русского языка и
выполнение им функций государственного языка
и языка межнационального общения важны для каждого жителя России, независимо от
места его проживания и этнической
принадлежности Знание русского языка и владение им в разных формах его существования и функциональных разновидностях, понимание его
стилистических особенностей и выразительных возможностей, умение правильно
и эффективно использовать русский язык в различных сферах и ситуациях
общения определяют успешность социализации личности и возможности её самореализации
в различных жизненно важных для
человека областях.
Русский язык, выполняя свои базовые функции общения и
выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей, участвует в формировании сознания,
самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством
хранения и передачи информации, культурных традиций, истории
русского и других
народов России.
Обучение русскому языку в школе направлено на совершенствование нравственной и коммуникативной
культуры ученика, развитие его интеллектуальных и творческих способностей, мышления,
памяти и воображения, навыков самостоятельной учебной
деятельности, самообразования.
Содержание обучения русскому
языку ориентировано также на развитие
функциональной грамотности как интегративного умения человека читать,
понимать тексты, использовать информацию текстов разных форматов, оценивать её, размышлять о
ней, чтобы достигать своих целей,
расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни Речевая и
текстовая деятельность является
системообразующей доминантой школьного
курса русского языка Соответствующие умения и навыки представлены в перечне метапредметных и предметных результатов обучения, в содержании
обучения (разделы «Язык и речь», «Текст», «Функциональные разновидности языка»).
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Целями изучения русского языка по программам основного общего образования являются:
осознание и проявление общероссийской гражданственности, патриотизма, уважения
к русскому языку
как государственному языку Российской Федерации
и языку межнационального общения; проявление сознательного отношения к языку как к общероссийской ценности,
форме выражения и хранения духовного
богатства русского и других народов
России, как к средству общения
и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; проявление уважения к общероссийской и русской культуре,
к культуре и языкам всех народов Российской Федерации; овладение русским языком как инструментом личностного развития, инструментом формирования социальных взаимоотношений, инструментом преобразования мира; овладение знаниями о русском
языке, его устройстве и закономерностях функционирования, о стилистических ресурсах русского языка; практическое овладение
нормами русского литературного языка и речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса и
использование в собственной речевой практике разнообразных грамматических средств; совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности; воспитание стремления к речевому самосовершенствованию;
совершенствование речевой деятельности, коммуникативных умений, обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения; овладение русским
языком как средством
получения различной информации, в том числе знаний по разным учебным предметам; совершенствование мыслительной деятельности, развитие универсальных интеллектуальных умений сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, классификации, установления определённых закономерностей и правил, конкретизации и т. п. в процессе
изучения русского языка;
развитие функциональной грамотности: умений осуществлять информационный
поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию, интерпретировать, понимать
и использовать тексты
разных форматов (сплошной, несплошной текст, инфографика и др.); освоение
стратегий и тактик
информационно-смысловой переработки текста, овладение способами
понимания текста, его назначения, общего смысла, коммуникативного намерения автора; логической структуры, роли
языковых средств.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным
образовательным стандартом основного общего
образования учебный предмет «Русский язык» входит в предметную область «Русский язык
и литература» и является обязательным для
изучения.
Содержание учебного предмета
«Русский язык», представленное в рабочей программе, соответствует ФГОС ООО, Примерной основной образовательной
программе основного общего образования.
Учебным планом на изучение
русского языка в 7 классе
отводится - 136 ч (4 ч в неделю).