Русский язык
Аннотация к
рабочей программе «Русский язык 10-11 класс»
Рабочая
программа учебного предмета «Русский язык» на уровне среднего общего
образования составлена на основе требований к результатам освоения ФОП СОО,
представленных в ФГОС СОО, а также федеральной рабочей программы воспитания, с
учётом Концепции преподавания русского языка и литературы в российской
федерации (утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 9
апреля 2016 г. № 637-р) и подлежит непосредственному применению при реализации
обязательной части ФОП СОО.
Русский язык – государственный язык
Российской Федерации, язык межнационального общения народов России,
национальный язык русского народа. Как государственный язык и язык
межнационального общения русский язык является средством коммуникации всех
народов Российской Федерации, основой их социально-экономической, культурной и
духовной консолидации.
Изучение
русского языка способствует усвоению обучающимися традиционных российских
духовно-нравственных ценностей; воспитанию нравственности, любви к Родине,
ценностного отношения к русскому языку; формированию интереса и уважения к
языкам и культурам народов России и мира; развитию эмоционального интеллекта,
способности понимать и уважать мнение других людей.
Свободное
владение русским языком является основой социализации личности, способной к
успешному речевому взаимодействию и социальному сотрудничеству в повседневной и
профессиональной деятельности в условиях многонационального государства.
Программа по русскому языку реализуется на уровне среднего общего
образования, когда на предыдущем уровне общего образования освоены основные
теоретические знания о языке и речи, сформированы соответствующие умения и
навыки, направлен в большей степени на совершенствование умений эффективно
пользоваться языком в разных условиях общения, повышение речевой культуры
обучающихся, совершенствование их опыта речевого общения, развитие
коммуникативных умений в разных сферах функционирования языка.
Важнейшей
составляющей учебного предмета «Русский язык» на уровне среднего общего
образования являются элементы содержания, ориентированные на формирование и
развитие функциональной (читательской) грамотности обучающихся – способности
свободно использовать навыки чтения с целью извлечения информации из текстов
разных форматов (гипертексты, графика, инфографика и др.) для их понимания,
сжатия, трансформации, интерпретации и использования в практической
деятельности.
В соответствии
с принципом преемственности изучение русского языка на уровне среднего общего
образования основывается на тех знаниях и компетенциях, которые сформированы на
начальном общем и основном общем уровнях общего образования, и предусматривает
систематизацию знаний о языке как системе, его основных единицах и уровнях;
знаний о тексте, включая тексты новых форматов (гипертексты, графика,
инфографика и др.).
В содержании
программы выделяются три сквозные линии: «Язык и речь. Культура речи», «Речь.
Речевое общение. Текст», «Функциональная стилистика. Культура речи».
Учебный предмет
«Русский язык» на уровне среднего общего образования обеспечивает
общекультурный уровень молодого человека, способного к продолжению обучения в
системе среднего профессионального и высшего образования.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Изучение
русского языка направлено на достижение следующих целей:
·
осознание и
проявление общероссийской гражданственности, патриотизма, уважения к русскому
языку как государственному языку Российской Федерации и языку межнационального
общения на основе расширения представлений о функциях русского языка в России и
мире; о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности
многонационального народа России; о взаимосвязи языка и культуры, языка и
истории, языка и личности; об отражении в русском языке традиционных российских
духовно-нравственных ценностей; формирование ценностного отношения к русскому
языку;
·
овладение
русским языком как инструментом личностного развития и формирования социальных
взаимоотношений; понимание роли русского языка в развитии ключевых компетенций,
необходимых для успешной самореализации, для овладения будущей профессией,
самообразования и социализации;
·
совершенствование
устной и письменной речевой культуры на основе овладения основными понятиями
культуры речи и функциональной стилистики, формирование навыков нормативного
употребления языковых единиц и расширение круга используемых языковых средств;
совершенствование коммуникативных умений в разных сферах общения, способности к
самоанализу и самооценке на основе наблюдений за речью;
·
развитие
функциональной грамотности: совершенствование умений текстовой деятельности,
анализа текста с точки зрения явной и скрытой (подтекстовой), основной и
дополнительной информации; развитие умений чтения текстов разных форматов
(гипертексты, графика, инфографика и др.); совершенствование умений
трансформировать, интерпретировать тексты и использовать полученную информацию
в практической деятельности;
·
обобщение
знаний о языке как системе, об основных правилах орфографии и пунктуации, об
изобразительно-выразительных средствах русского языка; совершенствование умений
анализировать языковые единицы разных уровней, умений применять правила
орфографии и пунктуации, умений определять изобразительно-выразительные
средства языка в тексте;
·
обеспечение
поддержки русского языка как государственного языка Российской Федерации,
недопущения использования нецензурной лексики и иностранных слов, за
исключением тех, которые не имеют общеупотребительных аналогов в русском языке
и перечень которых содержится в нормативных словарях.
МЕСТО УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение
русского языка в 10–11 классах среднего общего образования в учебном плане
отводится 136 часов: в 10 классе – 68 часов (2 часа в неделю), в 11 классе – 68
часов (2 часа в неделю).