Чтение
Аннотация рабочей программы «Литературное
чтение» 4 класс.
Рабочая программа по курсу «Литературное чтение»
разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и
воспитания личности гражданина России, Примерных рабочих программ.
(Литературное чтение. Предметная линия
учебников системы «Школа России». 1—4 классы : учеб. пособие для
общеобразоват. организаций / Л. Ф. Климанова, М. В. Бойкина. — 3-е изд.,
перераб. — М. : Просвещение, 2021.), учебного плана МКОУ «Лакинская СОШ».
Курс «Литературное чтение» направлен на достижение следующих целей и
задач:
- овладение осознанным, правильным, беглым и
выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших
школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности,
обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие
интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и
приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской
деятельности;
- развитие художественно-творческих и
познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных
произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения
понимать художественное произведение;
- обогащение нравственного опыта младших
школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных
представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание
интереса и уважения к отечественной культуре и культуре
народов многонациональной России и других стран.
Основными задачами курса являются:
- развивать у учащихся способность воспринимать
художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально
откликаться на прочитанное;
- учить школьников чувствовать и понимать образный
язык художественного произведения, выразительные средства языка,
развивать образное мышление;
- формировать умение воссоздавать
художественные образы литературного произведения, развивать творческое и
воссоздающее воображение учащихся и особенно ассоциативное мышление;
- развивать поэтический слух детей, накапливать
эстетический опыт слушания произведений, воспитывать художественный
вкус;
- формировать нравственные представления,
суждения и оценки через анализ произведения, осмысление мотивов поступков
героев, идентификацию себя с героями литературных произведений;
- обогащать чувственный опыт ребёнка, его
реальные представления об окружающем мире и природе;
- формировать эстетическое отношение ребёнка к
жизни, приобщая его к чтению художественной литературы;
- формировать потребность в постоянном чтении
книг, развивать интерес к самостоятельному литературному творчеству;
- создавать условия для формирования
потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать
читательскую самостоятельность;
- расширять кругозор детей через чтение книг
различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать
нравственно-эстетический и познавательный опыт ребёнка;
- обеспечивать развитие речи школьников,
формировать навык чтения и речевые умения;
- работать с различными типами текстов, в том
числе научнопознавательным.
Линия
УМК «Литературное чтение» авторского коллектива Л. Ф. Климановой и др.
входит в образовательную систему «Школа
России»
«Литературное чтение» — один из основных предметов
в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение
работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и
способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому
воспитанию. «Литературное чтение» как учебный предмет в начальной школе
имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания.
Знакомство учащихся с доступными их возрасту
художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое
содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя,
способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и
общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у
них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения
культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.
Важнейшим аспектом литературного чтения является
формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности. Учащиеся
овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся
ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об
окружающем мире.
В процессе освоения курса у младших школьников
повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять
диалог, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с
речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно
пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях,
справочниках и энциклопедиях.
На уроках литературного чтения формируется
читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя
грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для
своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном
чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, понимает
прочитанные и прослушанные произведения, знает книги, умеет их самостоятельно
выбрать и оценить.
Курс «Литературное чтение» пробуждает интерес
учащихся к чтению художественных произведений, работа с которыми не
ограничивается рассмотрением сюжетно-информационной стороны текста. Внимание
начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения,
на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы,
волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического
слова, ценить образность словесного искусства.
Курс «Литературное чтение» решает множество
важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному
обучению в средней школе.
ОПИСАНИЕ МЕСТА ПРЕДМЕТА, КУРСА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В учебном
плане МКОУ «Лакинская СОШ» на
изучение предмета «Литературного
чтения» отводится: 4 класс 102 часа
34 учебные
недели,3 ч в неделю.