Русский язык
Аннотация к
рабочей программе по русскому языку для 5-9 классов ФГОС ООО
Рабочая
программа по русскому языку для 5-9 класса составлена в соответствии с
Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения
основного общего образования, Примерной программой по русскому языку, М.
Просвещение, 2014 г. и Рабочей программой по русскому языку для 5-9 классов.
Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой.
5-9 классы – М.: Просвещение, 2014.)
Обоснование
выбора программы. Важной
отличительной особенностью данной программы является новизна подходов к преподаванию
русского языка с учетом ФГОС ООО, ее направленность на усвоение элементов
современной теории и практики речевого общения, теории и практики речевой
деятельности, формирование навыков метапредметных и личностных результатов
через универсальные учебные действия.
При выборе УМК
предметной линии учебников Т.А.Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А.Тростенцовой и
др. учитывалась специфика контингента учащихся, соответствие УМК возрастным и
психологическим особенностям учащихся данной школы, соответствие программы ФГОС
ООО, завершенность учебной линии, подход в структурировании учебного материала:
от частного к общему, доступность и системность изложения теоретического
материала.
Актуальность. В системе школьного образования
учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только
объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания
действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и
творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение,
формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и
самореализации личности.
Специфика. Программа содержит отобранную в соответствии
с задачами обучения систему понятий из области фонетики, лексики и фразеологии,
морфемики и словообразования, морфологии, синтаксиса и стилистики русского
литературного языка, а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества,
о языке как развивающемся явлении и т. д.; речеведческие понятия, на основе
которых строится работа по развитию связной речи учащихся, формирование
коммуникативных умений и навыков; сведения об основных нормах русского
литературного языка; сведения о графике, орфографии и пунктуации; перечень
видов орфограмм и названий пунктуационных правил. Кроме перечисленных знаний о
языке и речи, программа включает перечень орфографических, пунктуационных и
речевых умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся.
1.2. Общие цели
учебного предмета:
* воспитание гражданственности и
патриотизма, любви к русскому языку, сознательного отношения к языку как
духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах
человеческой деятельности;
* развитие
речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков,
обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и
ситуациях общения;
* готовности и
способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом
самосовершенствовании; освоение знаний о русском языке, его устройстве и
функционировании в различных сферах и ситуациях общения, стилистических
ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета;
* обогащение
словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
* формирование
умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их
с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения,
осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую
информацию; * применение полученных знаний и умений в собственной речевой
практике.
* развитие всех видов речевой деятельности:
чтение, аудирование, говорение, письмо;
* формирование
универсальных учебных действий: познавательных, регулятивных, коммуникативных;
* формирование
прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, овладение нормами
русского литературного языка и обогащение словарного запаса и грамматического
строя речи учащихся.
1.4 Учебники,
реализующие рабочую программу в 5-9 классах:
1) Ладыженская Т.А,
Баранов М.Т, Тростенцова Л.А и др. Русский язык 5 кл. Научный редактор –
Шанский Н.М. М.. Просвещение. 2023г.
2) Ладыженская Т.А,
Баранов М.Т, Тростенцова Л.А и др. Русский язык 6 кл. Научный редактор –
Шанский Н.М.М., Просвещение, 2022г.
3) Ладыженская Т.А,
Баранов М.Т, Тростенцова Л.А и др. Русский язык 7 кл. Научный редактор –
Шанский Н.М. М,Просвещение, 2023г.
4) Тростенцова Л. А., Ладыженская Т. А., Дейкина А. Д.,
Александрова О. М. Русский язык 8 кл. М, Просвещение, 2019г.
5) Тростенцова Л. А., Ладыженская Т. А., Дейкина А. Д.,
Александрова О. М. Русский язык 9 кл. М, Просвещение, 2019г.