Музыка
Аннотация
по учебному предмету "Музыка"
1 класс по ФГОС НОО
Музыка является неотъемлемой частью
культурного наследия, универсальным способом коммуникации особенно важна музыка
для становления личности обучающегося – как способ, форма и опыт самовыражения
и естественного радостного мировосприятия.
В
течение периода начального общего образования необходимо заложить основы
будущей музыкальной культуры личности, сформировать представления о
многообразии проявлений музыкального искусства в жизни современного человека и
общества. В содержании программы по музыке представлены различные пласты
музыкального искусства: фольклор, классическая, современная музыка, в том числе
наиболее достойные образцы массовой музыкальной культуры (джаз, эстрада, музыка
кино и другие). Наиболее эффективной формой освоения музыкального искусства
является практическое музицирование – пение, игра на доступных музыкальных
инструментах, различные формы музыкального движения. В ходе активной
музыкальной деятельности происходит постепенное освоение элементов музыкального
языка, понимание основных жанровых особенностей, принципов и форм развития
музыки.
Программа
по музыке предусматривает знакомство обучающихся с некоторым количеством явлений,
фактов музыкальной культуры (знание музыкальных произведений, фамилий
композиторов и исполнителей, специальной терминологии). Программа по музыке
формирует эстетические потребности, проживание и осознание тех особых мыслей и
чувств, состояний, отношений к жизни, самому себе, другим людям, которые несёт
в себе музыка.
Свойственная музыкальному восприятию
идентификация с лирическим героем произведения является уникальным
психологическим механизмом для формирования мировоззрения обучающегося
опосредованным недирективным путём. Ключевым моментом при составлении программы
по музыке является отбор репертуара, который должен сочетать в себе такие
качества, как доступность, высокий художественный уровень, соответствие системе
традиционных российских ценностей.
Одним из наиболее важных направлений программы
по музыке является развитие эмоционального интеллекта обучающихся. Через опыт
чувственного восприятия и художественного исполнения музыки формируется
эмоциональная осознанность, рефлексивная установка личности в целом.
Особая роль в организации музыкальных занятий
в программе по музыке принадлежит игровым формам деятельности, которые
рассматриваются как широкий спектр конкретных приёмов и методов, внутренне
присущих самому искусству – от традиционных фольклорных игр и театрализованных
представлений к звуковым импровизациям, направленным на освоение жанровых
особенностей, элементов музыкального языка, композиционных принципов.
Основная
цель программы по музыке – воспитание музыкальной культуры как части общей
духовной культуры обучающихся. Основным содержанием музыкального обучения и
воспитания является личный и коллективный опыт проживания и осознания
специфического комплекса эмоций, чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями
эстетического восприятия (постижение мира через переживание, самовыражение
через творчество, духовно-нравственное становление, воспитание чуткости к
внутреннему миру другого человека через опыт сотворчества и сопереживания).
В
процессе конкретизации учебных целей их реализация осуществляется по следующим
направлениям:
становление системы ценностей, обучающихся в
единстве эмоциональной и познавательной сферы;
развитие потребности в общении с
произведениями искусства, осознание значения музыкального искусства как
универсального языка общения, художественного отражения многообразия жизни;
формирование творческих способностей ребёнка,
развитие внутренней мотивации к музицированию.
Важнейшие
задачи обучения музыке на уровне начального общего образования:
формирование эмоционально-ценностной
отзывчивости на прекрасноев жизни и в искусстве;
формирование позитивного взгляда на
окружающий мир, гармонизация взаимодействия с природой, обществом, самим собой
через доступные формы музицирования;
формирование культуры осознанного восприятия
музыкальных образов, приобщение к традиционным российским духовно-нравственным
ценностям через собственный внутренний опыт эмоционального переживания;
развитие эмоционального интеллекта в единстве
с другими познавательными и регулятивными универсальными учебными действиями,
развитие ассоциативного мышления и продуктивного воображения;
овладение предметными умениями и навыками в
различных видах практического музицирования, введение обучающегося в искусство
через разнообразие видов музыкальной деятельности, в том числе: слушание
(воспитание грамотного слушателя), исполнение (пение, игра на музыкальных
инструментах); сочинение (элементы импровизации, композиции, аранжировки);
музыкальное движение (пластическое интонирование, танец, двигательное
моделирование), исследовательские и творческие проекты;
изучение закономерностей музыкального
искусства: интонационнаяи жанровая природа музыки, основные выразительные
средства, элементы музыкального языка;
воспитание уважения к культурному наследию
России, присвоение интонационно-образного строя отечественной музыкальной культуры;
расширение кругозора, воспитание
любознательности, интереса к музыкальной культуре России, ее регионов,
этнических групп, малой родины, а также к музыкальной культуре других стран,
культур, времён и народов.
Программа по музыке составлена на основе
модульного принципа построения учебного материала и допускает вариативный
подход к очерёдности изучения модулей, принципам компоновки учебных тем, форм и
методов освоения содержания.